- Субъекты нарушения законности
СУБЪЕКТЫ НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ — обусловленный правовой природой Законности круг лиц, чьи неправомерные действия (решения) сопряжены с произволом в общественной жизни, ущемлением прав и свобод граждан, неправомерным пользованием свободой власти. Согласно традиционному подходу законность есть строгое и неуклонное соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов как гражданами, так и государственными органами и их должностными лицами. Иными словами, субъектами законности являются все без исключения субъекты права, значит всякое отклонение (нарушение) от требований правовой нормы есть нарушение законности. И при этом не имеет значения то обстоятельство, кто допускает такое нарушение — гражданин или представитель власти. При таком подходе нарушением законности следует признать опоздание студента на лекцию, бесплатный проезд в общественном транспорте, невыполнение требований договора заключенного между гражданами, скажем договора займа, и т.п., что вряд ли можно признать обоснованным, соответствующим природе законности. Возникает и другой принципиально важный вопрос: можно ли ставить на одну плоскость нарушения требований законов должностными лицами и гражданами?
Подобные взгляды на законность представляются не только односторонними, но и снижающими социальную ценность законности, поскольку не учитывается ее целевое назначение и конечный результат: для чего, ради каких целей и какого социального результата следует неуклонно соблюдать законы и иные нормативные акты.
Согласно иному подходу субъектами нарушения требований законности признаются исключительно должностные лица государства; нарушения законов гражданами и иными лицами не выступают в качестве нарушений законности. Такие нарушения суть нарушения правопорядка.
Отсюда правонарушения и нарушения законности по своему содержанию не совпадают, так как далеко не всякое правонарушение есть в то же время и нарушение законности. Из этого можно сделать и другой вывод, а именно: при значительной распространенности правонарушений режим законности может быть более или менее благоприятным. И, напротив: при относительно незначительной распространенности преступных и иных противоправных деяний могут иметь место грубые массовые нарушения законности. Обращение к периоду сталинизма может служить иллюстрацией к такому выводу.
Тоталитарный строй, удерживающий общество в «репрессивной узде», позволяет подавить общеуголовную преступность, удерживая ее в необходимых границах. В то же время нарушения законности при таком режиме принимают характер явления. Принятие репрессивных законов, ущемление прав и свобод — типично для такого строя.
Отстаиваемый подход, таким образом, связывает законность с правами человека, демократическим правлением, гуманистической направленностью государственной деятельности. В таком понимании отражается неразрывная связь законности и демократии. Демократичными будут лишь такие акции власти, которые соответствуют праву, закону. С точки зрения традиционного подхода законность может быть приспособлена к любому политическому режиму.
Данный подход к пониманию законности позволяет утвердить ее престиж в среде должностных лиц аппарата государства, ориентирует профессиональное сознание на то, что уровень законности, незыблемость прав и свобод граждан всецело определяются характером и уровнем деятельности должностных лиц. А это, несомненно, повысит степень личной ответственности каждого работника государственного аппарата в плане строгого следования требованиям правовых норм.
Представленное понимание законности вносит методологическую четкость, ясность, становится понятным, кто ответственен за ее нарушение, тем самым повышается социальная ценность законности.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.